Санкт-Петербург
+7-812-633-08-80

Статьи

Пневматическая прокладка оптоволокна набирает популярность

Дата публикации: 11 июня 2014

«Сети и системы связи» 
Постоянный адрес статьи: http://ccc.ru/magazine/depot/08_04/read.html?1101.htm
Бетси Зайоброн

По мере увеличения рыночной доли систем пневматической прокладки оптоволокна на специализированных рынках и в отдельных регионах производители совершенствуют свои предложения в этой области.

Пневматическая прокладка оптических волокон (Air-Blown Fiber — ABF) была впервые использована в середине 80-х годов прошлого века компанией British Telecom во внешних кабельных инфраструктурах. Суть метода заключается в том, что волокно вдувается в сеть микротрубок (пластиковых кабельных каналов небольшого диаметра) с помощью сжатого воздуха или азота. Хотя сегодня на долю прокладываемого пневматическим способом волокна приходится лишь малая часть всех разворачиваемых на территории пользователей кабельных систем и критики продолжают сомневаться в надежной защите волокна и экономических преимуществах таких систем, их внедрение стимулируется принятием новых стандартов и запросами ряда крупных клиентов. Тем временем производители продолжают совершенствовать свои системы ABF, включая в их состав новые продукты и наделяя их новыми возможностями.

Продвижение вперед

«Сегодня существует много приложений реального времени, требующих широкой полосы пропускания и создающих повышенный спрос на оптоволокно, — говорит Курт Темплеман, менеджер по продуктам компании Sumitomo Electric Lightwave, выпускающей ABF-систему FutureFLEX. — Активное внедрение этих приложений, несомненно, способствует росту рынка систем ABF».

Согласно данным компании Sumitomo, внедрение систем ABF идет достаточно быстрыми темпами. В компании отмечают повышенный спрос на эти системы со стороны инсталляторов кабельных инфраструктур для коммерческих зданий, т. е. на том рынке, на который она и ориентирует свои системы.

«Эту технологию уже не назовешь “левой”, ибо имеется достаточно большое число крупных заказчиков систем ABF, что придает ей еще больший вес», — отмечает г-н Темплеман. В качестве примера он называет внедрение системы ABF в международном аэропорту Лас-Вегаса, которое повлекло за собой целую цепь аналогичных проектов в других аэропортах, включая транспортные комплексы Далласа, Майами и Бостона.

Наиболее существенным фактором, влияющим на быстрый рост отдельных сегментов рынка систем ABF, по-прежнему остается то, что использование таких систем исключает необходимость проведения дополнительных строительных работ во время расширения и реконфигурирования сети. Наибольшим спросом сегодня пользуются системы ABF на таких объектах, как выставочные центры, стадионы, аэропорты, больницы и военные части.

«При наличии системы ABF исключаются серьезные затраты на инсталляцию при проведении регулярных операций, требующих переконфигурирования сетевой среды, — говорит Тайбор Ван Мелсем Коксис, коммерческий директор компании Emtelle, выпускающей ABF-систему Fiberflow. — Клиентам нет никакой необходимости вскрывать потолок, достаточно попросить одного из техников, чтобы он зашел в центральную телекоммуникационную комнату и вдул новое волокно».

По мнению г-на Ван Мелсема, отсутствие необходимости проведения дополнительных работ является весьма важным и для систем «оптоволокно до дома» (Fiber-To-The-Home — FTTH). «Когда вы имеете дело с кабельной проводкой FTTH в черте города, то вопрос о прокладке оптоволокна стоит очень остро, — поясняет он. — В Германии, например, имеется множество городов, в которых получить разрешение на рытье траншеи поперек улицы практически невозможно. В некоторых таких городах мы инсталлировали микротрубки в канализационном коллекторе, что позволило местным компаниям вдувать оптоволокно в нужные здания».

Хотя предлагающая ABF-систему Blolite компания General Cable не добилась столь большого объема сбыта на рынке инфраструктуры для коммерческих зданий, ей сопутствует успех на военных объектах и на других специализированных рынках. «У нас большие перспективы на специализированных рынках, поскольку тамошние заказчики могут по достоинству оценить возможность удобной замены оптоволокна; к тому же многие организации требуют, чтобы проектный срок службы кабельной инфраструктуры составлял 50–60 лет», — говорит Грег Карнес, менеджер по продуктам компании General Cable.

Развитие рынка систем ABF также стимулируется увеличением числа производителей, фокусирующих свое внимание на этой технологии. К таким производителям относятся фирмы Prysmian (бывшая компания Pirelli Cables and Systems), Ericsson и Dura-Line. «Мы наблюдаем резкое увеличение числа компаний, предлагающих продукты на основе технологии ABF, — говорит Ван Мелсем. — Конкуренция — дело полезное, поскольку она означает наличие спроса на эту технологию».

Полезная роль стандартов

В течение многих лет критики технологии ABF указывали на отсутствие стандартов, как на одну из главных причин, сдерживающих ее внедрение. Однако не так давно Международная электротехническая комиссия (International Electrotechnical Commission — IEC) опубликовала первый международный стандарт на системы пневмопрокладки оптоволокна (IEC 60794-5).

«И пусть стандарт IEC не станет главным фактором роста рынка систем ABF в Европе, он тем не менее будет способствовать их внедрению. Описанная в стандартах технология всегда внушает больше доверия, чем нестандартизированные системы», — говорит Ван Мелсем. Специалисты компании Emtelle полагают, что новый стандарт IEC позволит производителям и инсталляторам систем пневмопрокладки волокна общаться на более понятном им языке и более эффективно кооперироваться друг с другом.

Стандарт IEC 60794-5 (Microduct Cabling for Installation by Blowing) освещает вопросы, связанные с самим оптоволокном для систем ABF, микротрубками, процедурами инсталляции, тестирования и обеспечения качества. Предусмотренные этим стандартом тестовые методы основаны на уже получившем широкое признание стандарте IEC 60794-12. В настоящее время на стадии проекта находятся еще два стандарта IEC (IEC 60794-5-10 и 60794-5-20), в которых более детально рассматриваются критерии приемки мини-кабелей, инсталлируемых методом пневматической прокладки.

Хотя влияние нового стандарта IEC в Европе будет, несомненно, более сильным, чем в Соединенных Штатах, американские производители полагают, что на внедрение технологии ABF в США этот стандарт может тоже оказать положительное влияние. «Конечно, ничто не мешает нам пользоваться стандартом IEC, но только время покажет, какое влияние он окажет на распространение технологии ABF в США», — говорит г-н Карнес из компании General Cable.

Одни производители фокусируют свое внимание на технологии ABF в большей степени, чем другие, но все они продолжают продвигать продукты с новыми возможностями. Например, не так давно компания Sumitomo Electric Lightwave расширила свою линию продуктов новыми гибридными пучками волокон, применение которых, по словам представителей компании, позволяет добиться трехкратного увеличения эффективности использования каждой отдельной трубки.

«В настоящее время мы являемся свидетелями применения в сетях самых разных типов оптических волокон, поскольку на базе одной и той же магистральной инфраструктуры клиенты стремятся поддерживать различные приложения, такие, как системы передача данных, телефония, охранные системы, средства автоматизации зданий, — говорит г-н Темплеман. — Поэтому мы и решили выпускать гибридные пучки волокон». Эти новые пучки волокон позволяют одновременно размещать в одной из 19 трубок систем FutureFLEX традиционное 50- и 62,5-мкм мультимодовое волокно, одномодовое волокно и оптимизированное для работы с 850-нм лазером 50-мкм волокно, тогда как раньше разные типы волокон приходилось вдувать в разные трубки.

В последнее время компания Emtelle сосредоточила свое внимание на продуктах, которые способствуют росту интереса к технологии ABF в проектах FTTH по чисто экономической причине — снижение стоимости работ по инсталляции оптоволокна, которая может составлять чуть ли не 70% от полной стоимости инвестиций в инфраструктуру FTTH. «Как только мы снизим трудозатраты — либо за счет снижения объема работ, либо за счет упрощения процесса инсталляции оптоволокна, — это сразу же повлечет за собой существенное снижение общей стоимости проекта, — говорит Ван Мелсем. — Одним из ключевых факторов, способных сделать инсталляцию оптоволокна пневматическим способом успешной, является обучение персонала. Хорошо обученные консультанты, инженеры и инсталляторы обеспечат более каче-ственную и быструю инсталляцию оптоволокна».

Кроме того, компания Emtelle внедрила в производство полную линию ориентированных на системы пневмопрокладки защитных кожухов и недавно начала выпускать оборудование для пневматической прокладки оптоволокна, позволяющее инсталляторам с помощью одной машины вдувать до 96 волокон. «Инсталляторы способны быстро наладить и освоить наше новое оборудование для пневмопрокладки волокна, — говорит Ван Мелсем. — А это существенно снижает стоимость работ по инсталляции».

Хотя прокладываемое пневматическим способом оптоволокно не является ключевым направлением работы компании General Cable, ее представители отмечают перспективность этой линии продуктов, которую компания будет всецело развивать и продвигать.

Возможности роста рынка систем ABF

В Европе наиболее существенной областью потенциального роста объемов сбыта систем ABF является рынок FTTH, который характеризуется высокой стоимостью инсталляции и эксплуатации кабельной инфраструктуры. Использование же претерминированных волокон ABF снижает трудоемкость инсталляционных работ и требуемый уровень специальных навыков и умений.

«Мы являемся свидетелями того, как местные власти в Европе выделяют значительные средства на улучшение кабельной инфраструктуры, — говорит г-н Ван Мелсем. — Одна только относительно небольшая страна Дания и та зарезервировала на развертывание инфраструктуры FTTH 1,3 млрд евро».

Однако потенциальные возможности роста рынка FTTH в США выглядят не столь многообещающими. «Традиционные американские сервис-провайдеры, такие, как компания Verizon, не горят желанием вкладывать средства в системы ABF, — объясняет г-н Темплеман. — Совсем не обязательно, что европейские бизнес-модели будут работать в США. Вспомним хотя бы, что в Европе многоквартирных домов и исторических районов гораздо больше, чем в Соединенных Штатах».

Еще одним регионом, проявляющим в последнее время явный интерес к технологии ABF, стал Средний Восток. Поставщики систем ABF говорят о большом потоке запросов из таких стран, как Пакистан, Иран, Ирак и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), которые направляют большие суммы на строительство или перестройку и восстановление целых районов.

Много систем ABF инсталлируется сегодня в Эмирате Дубай, который привлек к себе всеобщее внимание своими инновационными проектами в области недвижимости и который быстро развивается в качестве финансового и ИТ-центра ОАЭ. «В Дубае созданы невероятные по своей конструкции здания и сооружения, и его руководство хочет, чтобы и все остальное в их эмирате было самым передовым и современным, — говорит менеджер по маркетинговым коммуникациям компании Sumitomo Александра Маннинг. — Деньги не являются для них проблемой, и они понимают, что с учетом большого числа планируемых изменений самое разумное — это внедрение систем ABF».

Наибольшими возможностями роста с точки зрения технологии ABF в США по-прежнему обладают не только отрасли здравоохранения, образования и развлечений, но и военные и специализированные приложения. «Что касается больниц, то, обеспечивая очень чистую инсталляцию, технология ABF спасает отделы ИТ от бесконечных споров с агентствами и чиновниками по надзору за инфекционными заболеваниями, — говорит г-жа Маннинг. — Проложив микротрубки, можно вдувать волокно когда угодно, не нарушая воздушные потоки и не требуя перемещения пациентов в связи с проведением инсталляционных работ».

Несмотря на более широкое признание и усовершенствование продуктов ABF, процесс внедрения этой технологии все еще можно сравнить с карабканьем в гору. «Темпы внедрения технологии во многом определяются продолжительностью времени знакомства с ней того или иного сегмента рынка или региона, — говорит Ван Мелсем. — Если имеешь дело с клиентами, которые долго использовали традиционную технологию, то убедить их в целесообразности перехода на более перспективную — сложная задача. Такова уж человеческая природа».



Вернуться к списку статей